?

Log in

No account? Create an account
"О сколько нам открытий чудных..."
Книги для детей и не только: читаем, рассматриваем, изучаем
Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова / Илл. С.Острова 
22-окт-2009 11:36 am
Арчимбольдо
Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова / Ил. С. Острова. - М.: Малыш, 1970.

        

          

       

          

                       



«Как принципиально важное качество современной детской книги должна быть расценена решительность, с какой писатели и иллюстраторы приобщали ребенка к переживанию сложных военных судеб, рассказывая о трагедиях, пережитых многими советскими семьями.

…Неудивительно, что жизнь детей, оставшихся в осажденном Ленинграде, послужила основой для ряда волнующих книг и вслед за писателями привлекла художников…

…Иллюстрации Светозара Острова к книге Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» (Малыш, 1970). В целом это – редкий опыт создания для детей произведения необычайно сложного по своей психологической и нравственной направленности: рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей.

Литературный материал не допускал последовательного иллюстрирования описанных в детском дневнике эпизодов: они слишком трагичны. Художник смело отошел от сюжетного комментирования текста и тем самым поставил себя перед необходимостью сосредоточиться на образе города и на переживаниях обреченной на гибель девочки. Ленинград в его цветных акварелях почти фантастичен. Нет здесь ни знаменитых памятников архитектуры, ни классических проспектов и площадей. Город, пугающий своей мрачностью, сполохами пожаров, как бы вплотную придвинут к постепенно сужающемуся кругу жизни. Героизм мужественного ребенка показан без внешнего действия в нескольких аскетических картинках блокадных будней.

Понимая, что такая психологическая нагрузка слишком велика для маленьких читателей, Остров вводит в общую композицию книги мажорное начало. В начале и в конце серии акварелей он помещает картины сегодняшней мирной действительности, цветущей весенней природы, но, к сожалению, не находит единства этих сюжетов с основной драматической линией иллюстраций»
 

(Э.Ганкина. Из книги «Художник в современной детской книге», 1977)


PS. Я не совсем согласна с искусствоведом, что художник ввел "мажорное начало" в книгу для того, чтобы снизить психологическую нагрузку. По моему мнению, это "начало" (а вернее, начало и конец художественного повествования) задуманы и воспринимаются целостно со всем иллюстративным рядом. Блокада, голод, холод, смерть - остались эпизодом. Разорвали мирное течение жизни. В этом в том числе и заключен их ужас: для кого-то этот "эпизод" стал концом жизни (тем более трагичным и страшным - что начинающейся жизни...) А мы об этом можем даже ничего не знать (психологически это очень тяжелая мысль). Потому что для нас весна, город, улица, двор, дом - такие, как мы видим их в конце книги - на "мажорных" страницах.


Комментарии 
28-фев-2015 03:25 pm
Огромнейшее Вам спасибо!
This page was loaded янв 16 2018, 9:38 am GMT.