sinyavina (sinyavina) wrote,
sinyavina
sinyavina

Categories:

Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова / Илл. С.Острова

Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова / Ил. С. Острова. - М.: Малыш, 1970.

        

          

       

          

                       



«Как принципиально важное качество современной детской книги должна быть расценена решительность, с какой писатели и иллюстраторы приобщали ребенка к переживанию сложных военных судеб, рассказывая о трагедиях, пережитых многими советскими семьями.

…Неудивительно, что жизнь детей, оставшихся в осажденном Ленинграде, послужила основой для ряда волнующих книг и вслед за писателями привлекла художников…

…Иллюстрации Светозара Острова к книге Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» (Малыш, 1970). В целом это – редкий опыт создания для детей произведения необычайно сложного по своей психологической и нравственной направленности: рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей.

Литературный материал не допускал последовательного иллюстрирования описанных в детском дневнике эпизодов: они слишком трагичны. Художник смело отошел от сюжетного комментирования текста и тем самым поставил себя перед необходимостью сосредоточиться на образе города и на переживаниях обреченной на гибель девочки. Ленинград в его цветных акварелях почти фантастичен. Нет здесь ни знаменитых памятников архитектуры, ни классических проспектов и площадей. Город, пугающий своей мрачностью, сполохами пожаров, как бы вплотную придвинут к постепенно сужающемуся кругу жизни. Героизм мужественного ребенка показан без внешнего действия в нескольких аскетических картинках блокадных будней.

Понимая, что такая психологическая нагрузка слишком велика для маленьких читателей, Остров вводит в общую композицию книги мажорное начало. В начале и в конце серии акварелей он помещает картины сегодняшней мирной действительности, цветущей весенней природы, но, к сожалению, не находит единства этих сюжетов с основной драматической линией иллюстраций»
 

(Э.Ганкина. Из книги «Художник в современной детской книге», 1977)


PS. Я не совсем согласна с искусствоведом, что художник ввел "мажорное начало" в книгу для того, чтобы снизить психологическую нагрузку. По моему мнению, это "начало" (а вернее, начало и конец художественного повествования) задуманы и воспринимаются целостно со всем иллюстративным рядом. Блокада, голод, холод, смерть - остались эпизодом. Разорвали мирное течение жизни. В этом в том числе и заключен их ужас: для кого-то этот "эпизод" стал концом жизни (тем более трагичным и страшным - что начинающейся жизни...) А мы об этом можем даже ничего не знать (психологически это очень тяжелая мысль). Потому что для нас весна, город, улица, двор, дом - такие, как мы видим их в конце книги - на "мажорных" страницах.


Tags: *Художественная литература, 1970-е годы, К_Н_И_Ж_Н_А_Я Г_Р_А_Ф_И_К_А, искусствовед Ганкина Э.З., художник Остров С.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment